Отметив свой день рождения выпуском альбома "Сейчас позднее,
чем ты думаешь" и новой концертной программой, прославленный
коллектив вступает в третье десятилетие своей жизни.
"Группа-знак", "группа-явление" - так называла "Алису" позднеперестроечная
советская печать. В течение последних 15 лет они стали нешуточным
объектом для поклонения. В дни юбилея стоит вспомнить самые
яркие правды и неправды о группе.
Лидер группы Константин Кинчев в миру носит фамилию Панфилов.
Носит не случайно - нейтральной фамилией мальчика оградили
от тени неоднозначной славы фамилии Аджубей. Свой сценический
псевдоним Константин выбрал также не случайно: "настоящий"
Кинчев был видным деятелем революционных коммунистов Болгарии.
Группу "Алиса" в 1983 году создал не прославивший ее Кинчев,
а Вячеслав Задерий, чье прозвище стало названием группы. Задерий
был шутом, без которого не бывает короля. Быть может, разнонаправленность
двух главных лиц в группе и послужила причиной ухода Задерия
из бэнда в 1986 году. Через год он собрал собственную группу
"НАТЕ!", однако прославиться хотя бы наравне с "Алисой" Задерию
не удалось.
"Алиса" - единственная в истории русской музыки "московская"
и "питерская" группа одновременно. Будучи москвичом по рождению,
Константин разделил судьбу многих "диссидентов" тех времен:
переехал в более свободный Питер из столицы, в которой был
на виду у "контрольных органов". Именно здесь он встретил
товарищей и коллег, без которых не было бы ни дебютного альбома
"Энергия", ни последующей славы.
Студийный дебют готовили всем миром: на этой записи слышно
гитару гениального Александра Ляпина из "Аквариума" (вместе
с ним помогать пришли "аквариумисты" скрипач Александр Куссуль
и виолончелист Вячеслав Гаккель) и его коллегу Андрея Заблудовского
из "Секрета", а также клавишные Сергея Курехина. Звукоинженером
дебютной пластинки стал энтузиаст и пионер питерской подпольной
звукозаписи Андрей Тропилло. "Энергия" была выпущена фирмой
"Мелодия" более чем миллионным тиражом и стала визитной карточкой
группы: искусный, искрометно талантливый и великолепно аранжированный
набор песен производил впечатление даже на "не заточенного"
под панк-рок слушателя.
Следующей студийной работой группы стал диск "Блок ада" -
он сформировал фирменный "алисовский" стиль, звук, настроение
и пафос. "Энергия" во многом была плодом игр ума "приглашенных
гостей"; "Блок ада" изживал фирменной мрачностью и прокламационностью
молодежное веселье первой пластинки. Именно этот альбом стал
фундаментом состава "Алисы".
До определенного момента лидер "Алисы" не показывал своего
глубокого погружения в "русскую былинность" и увлеченность
славянской эстетикой (привнесенную на русскую сцену Башлачевым),
хотя именно этим креном отмечены практически все альбомы группы
Кинчева. Исключение составляют разве что диск "Джаз" и повторяющая
его по стилистике пластинка "...Танцевать...": акустические
по звуку, приджазованные по аранжировке, они содержали вполне
популярные мелодии и композиции; композиции с "Джаза" до сих
пор можно услышать по радио. Этот альбом стал своего рода
удивлением и откровением для тех, кто к кинчевским славянским
пляскам относился со снобистским пренебрежением: тонкие, трогательные,
поэтичные и взрослые песни, не дающие ни единого повода говорить
об эпигонстве или зависимости Кинчева от других творцов. "...Танцевать..."
ввиду явной нацеленности на "повторение пройденного" не вызвал
восторга у критики. Надо сказать, что между этими двумя альбомами
были еще два студийных опыта - "Дурень" и "Солнцеворот", на
которых Кинчев пытался найти компромисс между откровенными
хитами и славянско-православными былинами и балладами. Потерпев
неудачу с "...Танцевать...", лидер "Алисы" решил больше не
идти против внутреннего зова и к 20-летию группы сделал альбом
из начисто лишенных иронии и очень православных песен. Этот
альбом не стала поддерживать ни одна радиостанция, однако
очень поддержала церковь, с которой Кинчев со времени первого
исполнения песни "Мы - православные" (2000 год) идет рука
об руку.
Нынешний Кинчев - очень удобный объект для критики: такого
откровенного ухода в религию не позволял себе даже православный
буддист БГ. Не впустивший богиню иронии дальше первого альбома,
выступающий на пресс-конференциях и даже концертах с диаконом
Андреем Кураевым, проповедующий православие и служащий в храме
пономарем рок-музыкант - это ли не оксюморон? Оказывается,
нет. Православие и "славянизмы" в творчестве Кинчева - это
результат глубоко личного выбора. Кинчев воспринимал и воспринимает
свою жизнь в искусстве как бесконечную битву: в 80-х это был
бой с прогнившим социумом, в 90-х - с самим собой, сейчас
- с дьяволом. И на фоне огромного количества "успокоившихся"
русских рок-звезд, преобразовавших свои коллективы в ЗАО для
более эффективного зарабатывания денег, Кинчев и его группа
в своих детских войнушках остаются в полумертвом мире русского
рока едва ли не последними, кто говорит то, что думает.
|